Логопедическая работа в старшей группе
20.03.2020
Логопедическая работа в старшей группе
Нарушения речи у детей своеобразны по выраженности, симптоматике и
структуре. Они определяют неподготовленность детей к обучению в школе.
Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной
деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка.
Основными принципами коррекционного
обучения являются:
- учет общих, специфических и
индивидуальных особенностей развития детей с нарушением речи;
- комплексный подход к диагностике и
коррекционной помощи детям с нарушением речи;
- дифференцированный подход к детям в
зависимости от состояния их речи.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
1. Практическое усвоение лексических и
грамматических средств языка;
2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков
звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
3. Подготовка к усвоению элементарных
навыков звукового анализа и синтеза;
4. Развитие навыков связной речи.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой
организацией деятельности детей в период их пребывания в детском саду,
правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и
преемственностью в работе логопеда и воспитателя.
Режим дня и
сетка занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных особенностей
детей.
Пятилетние дети с нарушением речи не могут полноценно овладеть учебным
материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются отставания не
только в развитие речи, но и внимания, памяти, быстрая истощаемость и
утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения логопедических занятий
делить группу на подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Логопедические занятия подразделяются на
следующие виды:
- формирование фонетической стороны речи;
- формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.
Индивидуальные занятия проводятся, учитывая особенности логопедической
работы с детьми страдающими алалией, дизартрией и др.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном
формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс
подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных
звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.
Существенной особенностью индивидуальных занятий является предваряющая
отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на
подгрупповых занятиях.
Для детей с
нарушением речи характерны двигательные расстройства. Их устранению содействует
применение игр с речевым материалом и движениями.
Воспитание звуковой культуры речи
Основной задачей в работе с детьми старшего дошкольного возраста по
усвоению фонетической стороны речи и правильному произношению всех звуков
родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха,
закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи.
Дифференциация пар звуков (с - з, с-ц, ш-ж, ч-щ, ц - ч, л - р), т.е.
различение свистящих, шипящих, сонорных, твердых и мягких звуков в словах и
предложениях.
Продолжать
обучение вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации.
Формирование словаря
Обогащать словарь детей существительными, обозначающими предметы из
бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными,
характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания;
наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду,
характеризующими настроение человека.
Упражнять детей в подборе существительного к прилагательному (белый - снег,
сахар), слов со сходным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).
Помогать детям активно, правильно, в
точном соответствии со смыслом употреблять слова.
Продолжать
совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительных с
числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными
(лягушка - зеленое брюшко).
Знакомить с
разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка;
воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в
образовании однокоренных слов (медведь - медведица -медвежонок - медвежья), в
том числе глаголов с приставками (забежал -выбежал - прибежал).
Учить детей
правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и
винительном падежах; прилагательные и наречия в сравнительной степени;
несклоняемые существительные.
Упражнять в употреблении простых,
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Совершенствовать умение
пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь
Совершенствовать
навыки ведения подготовительного диалога (просьба, беседы, элементы
драматизации).
Развивать
умение связно, последовательно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить
составлять (по плану и образцу) небольшие рассказы о предмете, по картинке,
серии картинок.
Учить
составлять рассказы по теме (с придумыванием конца, начала рассказа).
Развитие фонематического восприятия
Учить
выделять звук из слова, называть выделенный звук; определять место звука.
Различать
гласные и согласные звуки, опираясь на особенности их произношения и звучания.
Учить
условному обозначению гласных и согласных звуков соответствующим цветом.
Формировать
умение практически делить слова на слоги.
Учить
проводить звуковой анализ и синтез трех- и четырехзвуковых слов с прямым
слогом.
Выделять из
предложений слова.
К концу пребывания в старшей группе дети
умеют:
- употреблять сложные предложения разных видов; пересказывая пользоваться
прямой и косвенной речью;
- составлять по образцу самостоятельно рассказы - описания, по сюжетной
картинке, по набору картинок; последовательно без существенных пропусков
пересказывать небольшие литературные произведения;
- подбирать несколько прилагательных к существительному; заменять слово
другим со сходным значением;
- выделять звук из слова, называть выделенный звук; определять место звука;
- относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произнесения
и звучания;
- различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- делить слова на слоги;
- проводить звуковой анализ прямого и обратного слога (an - па), односложных
слов типа «КОТ»;
- выделять из предложения слова.
У детей должна быть чистая спокойная речь, желательно, чтобы они без
искажения произносили звуки родного языка.